Шахтные вагонеткиШахтная вагонетка представляет собой откаточный сосуд, предназначенный для транспортирования грузов, людей, различного оборудования по рельсовым путям. По своему назначению вагонетки подразделяются на грузовые, пассажирские и специальные.
Грузовые шахтные вагонетки применяются для:
- транспортировка угля, руды по подземным выработкам, на промышленных площадках, в цветной металлургии, при геологоразведочных работах;
- шахтное строительство;
- реконструкция угольных предприятий.
Пассажирские шахтные вагонетки применяются для:
- перевозка людей по горизонтальным и наклонным подземным горным выработкам. В наклонных выработках вагонетки применяются самостоятельно и в составах, состоящих из головной и одной или нескольких прицепных вагонеток. Головные вагонетки оборудуются устройством для соединения с тяговым канатом, прицепные - двумя промежуточными сцепками. Основные параметры вагонеток, эксплуатируемых в горизонтальных выработках, - число посадочных мест, удельная площадь на одного пассажира, габаритные размеры, в наклонных выработках - также угол наклона пути, скорость движения (регламентируется правилами безопасности), тяговое усилие и радиус закругления пути (в профиле и плане). Основные направления совершенствования пассажирских вагонеток - улучшение условий перевозок (повышение коэффициента комфорта до 0, 35-0, 37); оборудование ходовых проёмов раздвижными дверями; применение (в вагонетках горизонтальных выработок) равномерно распределительной пневматической тормозной системы, управляемой машинистом локомотива.
Специальные шахтные вагонетки применяются для:
- в противопожарных поездах;
- перевозка взрывчатых веществ, вспомогательных материалов, оборудования, контейнерованного и пакетированного грузов.
Шахтные вагонетки с глухим кузовом ВГ-0, 8-600, ВГ-1, 2-600, ВГ-1, 3-600, ВГ-1, 4-600, ВГ-1, 6-600, ВГ-2, 5-900 и ВГ-3, 3-900
Рудничные вагонетки с глухим кузовом ВГ-4, 5-750Д и ВГ-4, 5-900Д
Шахтные вагонетки с открывающимся днищем (с донной разгрузкой) ВДК-2, 5-900 и ВДК-3, 3-900
Платформы шахтных вагонеток
В зависимости от конструкции различают вагонетки:
- с глухим неопрокидным кузовом;
- с глухим опрокидным кузовом;
- с откидными днищами;
- с откидным бортом.
Вагонетки с глухим неопрокидным кузовом (тип ВГ) получили наибольшее распространение; вместимость до 4, 2 м (по углю) и до 9, 5 м (по руде). Первые используют для транспортирования угля, руды, породы по подземным выработкам и на промышленных площадках, вторые - для транспортирования руды по подземным выработкам. Достоинство вагонеток этого вида - простота конструкции. Основной недостаток - разгрузка специальными стационарными комплексами относительно низкой пропускной способности.
Вагонетки с глухим опрокидным кузовом вместимостью 0, 35-1 м (тип BO) применяют для транспортирования руды и породы по подземным выработкам и на промышленных площадках шахт (небольшой производственной мощности) цветной металлургии, а также при геололого-разведочных работах. Достоинство такой вагонетки - возможность разгрузки в любом пункте трассы. Основные недостатки - наличие ручных операций при разгрузке, большая собственная масса вагонетки, низкий коэффициент поперечной устойчивости.
Вагонетки с откидными днищами применяются при шахтном строительстве, реконструкции угольных предприятий. Вагонетки вместимостью 3, 3 и 5, 6 м (тип ВД) используют для транспортирования угля и породы по подземным выработкам, а вместимостью 1, 5 и 2, 5 м (тип ВДК) - также и на промышленных площадках. Достоинство вагонеток - обеспечение поточной схемы движения состава на разгрузочном пункте. Разгрузка независимо от ориентации вагонеток по отношению к разгрузочному пункту осуществляется при открывании днищ в процессе продвижения нерасцепляемого состава. Основной недостаток - относительная сложность конструкции.
Вагонетки с откидным бортом вместимостью 1, 6, 2, 5 и 4 м (тип ВБ) используют в основном на действующих шахтах для транспортирования руды и породы по подземным выработкам. Достоинство - максимальная (по сравнению с вагонетками других типов) площадь разгрузочного отверстия, что исключает застревание крупнокускового материала при разгрузке. Основные недостатки - сложность конструкции, большой вес
Комментарии пользователей